Скалолазание доступно и полезно всем — и большим, и маленьким, и особенным детям. Оно развивает координацию движений, память, помогает подтянуть общую физическую форму. Учит балансу, позволяет прокачать логическое мышление, потому что необходимо анализировать трассы и разбирать, как залезть, прилагая минимум усилий.
Наш проект «Развитие в спорте: право быть равным» перевалил за «экватор» и пора делать промежуточные выводы – проводить диагностику.
Прогресс у особенных детей сложно отследить. Часто он заключается не в том, что ребенок повышает свой уровень лазания. Иногда он виден только родителям и тренерам, которые четко отслеживают изменения, например, ребенок начинает лучше двигаться, выполнять повседневные задачи, лучше говорит, лучше понимает.
В проекте детки разные, это зависит от сложности заболевания: кто-то изначально имеет хорошие физические показатели и раз от раза на тренировках оттачивает навыки скалолазания. А есть и дети с более сложной «внутренней организацией» и видеть их результаты не менее приятно.
Так, например, «если брать момент прогресса», — говорит тренер Анастасия,- то я бы отметила Копытова Семена.
Изначально сам почти не стоял, разминку делала мама, почти не лез и очень сильно раздражался, агрессировал, дрался.
Сейчас разминку делает почти сам, коряво, но все же сам, мама помогает иногда, но чаще стоит в стороне. Уже сам может пролезть траверс и хорошо лазает наверх. С усидчивостью остались проблемы. Более сложные команды не воспринимает, чисто лазание, но по сравнению с тем, что было – прогресс».
Как и в любом другом деле, важно желание ребенка. Если оно есть — будет и результат. Это про Рому Старцева. Сначала на индивидуальных занятиях очень слабо выполнял общеукрепляющие упражнения, на разминке всегда отвлекался, не выполнял траверс , наверх лез очень слабо, часто висел на веревке, проявлял незаинтересованность, часто сдавался и хотел домой.
Сейчас, занимаясь в паре с Данилом Позиным, Роман стал показывать отличные результаты. Данил всегда ему помогает. Они вместе приседают, качают пресс и друг друга страхуют на скалодроме. Глядя на Данила, Рома уже научился лазать траверс (лазание в бок). Из-за неусидчивости и слабой координации Рома часто спускается на пол, чтобы отдохнуть, но если его телесно контролировать и давать подсказки, Рома пролезает траверс полностью несколько раз подряд. Цель ближайшего будущего — научиться лазать по цветам.
«Работаю по методу маленьких шагов». «Динамика Иванова Семена вкратце прослеживается следующим образом: первые занятия отказывался даже подходить к стене, только бегал по залу с мячом. Родители отчаялись, а я нет! Маленькими шагами, картинками, яркими игрушками завлекал его к стене.Сейчас лазает сам на уровне двух метров , сам ставит ноги, и пару раз лазал с веревкой сам, но есть страх снаряжения. Плюс наладилась дисциплина» – рассказывает Данил Алексеевич, тренер по скалолазанию.
Напомним, что реализация проекта стала возможной при грантовой поддержке Губернатора Челябинской области, предоставленной Фондом «Центр поддержки гражданских инициатив и развития некоммерческого сектора экономики Челябинской области» при софинансировании Фонда президентских грантов» .