Дети с особенностями развития всегда нуждаются в поддержке

Сложные времена, связанные с распространением коронавирусной инфекции, переживает сегодня весь мир. Но особенно тяжело приходится тем семьям, в которых есть люди с ограниченными возможностями здоровья, требующие постоянного внимания, заботы со стороны близких, и, естественно, немалых финансовых затрат на их содержание и лечение. Для таких семей важна любая, пусть даже незначительная, помощь и поддержка со стороны общества.

В текущем году Благотворительный фонд «Металлург» продолжил реализацию начатого еще в 2019 году инновационного социального проекта «Площадка семейного сотворчества – растем вместе». Целевой группой проекта стали состоящие на учете в фонде семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация проекта стала возможной, благодаря победе в конкурсе грантов, организованном Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва). На реализацию проекта было выделено грантодателем 905,32 тыс. рублей, а объем собственных средств фонда «Металлург» составил 3,36 млн. рублей.

Особо надо сказать об участниках проекта. Это 24 семьи с детьми-инвалидами в возрасте от 6 до 14 лет (в том числе дети с нарушениями психоэмоциональной и волевой сферы: умственной отсталостью, детским церебральным параличом, синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, др.).

Для организации плодотворной и эффективной работы в рамках проекта с таким непростым контингентом, требующим компетентной психолого-педагогической помощи, специалисты фонда обратились к преподавателям кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования МГТУ им. Г.И. Носова, которые охотно согласились стать исполнителями мероприятий проекта.

Занятия, проводимые преподавателями университета, оказались очень интересными, полезными и поучительными для ребят. В каждом месяце (с января по март 2020 г.) проводилось по 8 занятий. Темы занятий были разнообразными (назовем некоторые в качестве примера:«Хорошие манеры», «Путешествия по сказкам», «Для чего нужна вода», «Зимние забавы», «День А.С. Пушкина», «День письма», «Здравствуй, масленица», «Путешествие в весенний лес» и др.).На занятиях дети с удовольствием рисовали, лепили, участвовали в физкультминутке, смотрели мультфильмы, слушали музыку, делали поделки своими руками, создавали коллективные тематические работы, смотрели спектакли по мотивам сказок (поставленные волонтерами), играли в подвижные игры. Для соблюдения норм максимально допустимой нагрузки виды деятельности в течение 2-х часов занятий чередовались.

В рамках программы грантового проекта продолжились также занятия в комнате релаксации, или иначе, сенсорной комнате, где проводились сеансы свето- и музыкотерапии. Положительный эффект таких занятий в том, что  способствуют снятию утомляемости, избавлению от бессонницы, нормализации психоэмоционального состояния и полноценному отдыху как детей, так и родителей.Основной инструмент комнаты релаксации– свет:именно он позволяет положительно воздействовать на организм, достигать релаксации, давать чувство безопасности, спокойствия, радости, психологической разгрузки, нормализации психоэмоционального состояния.

Многие дети проводили длительное время в зале ЛФК. Занятия лечебной физкультурой очень полезны при хронических или врожденных патологияхопорно-двигательногоаппарата. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию детей и снижает частоту простудных заболеваний, чему особенно рады родители. Также благоприятным воздействием на организм обладает прием кислородного коктейля, который принимает каждый ребенок на занятии.

Незабываемым для участников проекта стало25 февраля, когда в МГТУ им. Г.И. Носова состоялся «День открытых дверей». В Институте гуманитарного образования МГТУ собрались дети и родители. Просмотр информационного ролика позволил им узнать, как поступить в вуз, к каким экзаменам готовиться. Но главным сюрпризом для участников проекта стало посещение сенсорной комнаты и знакомство с ее хитами: роботом-андроидом Степой, логическими играми, сухим бассейном, звуковой панелью, сенсорной дорожкой, звуковым анализатором. Побывали и в университетском музее археологии, где посетителей неизменно завораживают предметы глубокой древности.

Следует также сказать о том, что в течение января-марта дети оздоравливались в аквапарке «Водопад Чудес», вместе с родителями выезжали в детский оздоровительно-образовательный центр «Уральские зори».В рамках софинансирования всем участникам грантового проекта ко Дню защиты детей были вручены подарочные сертификаты в магазин фонда.

Не остались без внимания в рамках проекта и родители: для них было проведено 2 занятия «Школы родителей» по теме «Как обрести ресурсное состояние». Родители узнали очень много полезного для себя, задумались над тем, что надо находить время для того, чтобы интересоваться психологией ребенка с особенностями развития.

В связи с распоряжением Правительства Челябинской области от 25 марта 2020 года № 149-рп «О приостановке деятельности детских игровых комнат, детских развлекательных центров, иных развлекательных и досуговых заведений с 26 марта 2020 года до особого распоряжения» и с согласия председателя правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализация грантового проекта была временно приостановлена.

Дети, родители, специалисты фонда, преподаватели университета с нетерпением стали ждать снятия ограничительных мероприятий. И вот наконец с 9 сентября по рекомендации грантодателя возобновлены мероприятия по программе проекта, но, естественно, с соблюдением всех карантинных мер предосторожности. Общение в рамках такого интересного социального проекта под названием «Площадка семейного сотворчества – растем вместе» продолжено.